«Новатэк» скоро завершит поиск инвесторов в проект «Ямал СПГ». Как стало известно «Ведомостям», за оставшиеся 10% акций борются японский и индийский консорциумы — Mitsui и Mitsubishi против ONGC Videsh, Indian Oil Corp и Petronet LNG «Новатэк» близок к выбору третьего партнера в «Ямал СПГ», рассказали «Ведомостям» два близких к проекту источника. Борьбу за право купить 10% минус 1 акция ведут два консорциума из Индии и Японии. Переговоры близки к завершению, добавляет один из собеседников «Ведомостей». «По нашим данным, последний партнер уже определен, в ближайшее время он будет представлен другим участникам проекта для согласования», — говорит другой. Один из двух претендентов — консорциум ONGC Videsh, Indian Oil Corp (IOC) и Petronet LNG, рассказал «Ведомостям» представитель ONGC Videsh Ltd Нимал Кумар. От других комментариев он отказался. В начале сентября индийские СМИ писали, что ранее этот консорциум вел переговоры о покупке 15% в проекте, но потом был вынужден ограничиться меньшей долей. Второй претендент — Mitsui и Mitsubishi, рассказал «Ведомостям» японский дипломат, знакомый с ходом переговоров. На следующей неделе российская делегация во главе с министром энергетики Александром Новаком прибудет в Японию для переговоров по этому проекту. «Ямал СПГ» — проект по разработке Южно-Тамбейского месторождения с доказанными запасами 1,3 трлн куб. м газа и строительству трех очередей завода по сжижению газа (СПГ) по 5 млн т в год каждая. Запуск первой запланирован на конец 2016 г. На проектную мощность «Ямал СПГ» должен выйти в 2018 г. Сам «Новатэк» никогда не раскрывал затрат на проект. UBS оценивал их в $23 млрд, а «Инвесткафе» — примерно в $20 млрд. Партнеров в проект «Новатэк» ищет второй год. Первым стала Total. Она купила 20% за $800 млн. Еще до $500 млн компания потратит на реализацию проекта. Летом «Новатэк» объявил, что еще 20% получит китайская CNPC. Компании рассчитывают закрыть сделку до 1 декабря, после получения необходимых согласований. В эти же сроки ожидается принятие окончательного инвестиционного решения по проекту и заключение контракта на поставку газа с китайским партнером, передал вчера «Интерфакс» со ссылкой на совладельца и предправления «Новатэка» Леонида Михельсона. Ранее он говорил, что CNPC также будет покупать у «Ямал СПГ» по 3 млн т газа ежегодно. Близкий к CNPC источник подтвердил, что договор с «Новатэком» полностью согласован, необходимо только одобрение регуляторов. Учитывая, что «Новатэк» хочет оставить за собой контрольный пакет в «Ямал СПГ», для третьего претендента остается не более 10% минус 1 акция. Ранее источник, близкий к «Новатэку», говорил, что на этот пакет претендовало около 20 компаний. Имена претендентов не оглашались. Совладелец «Новатэка» Геннадий Тимченко летом рассказывал «Ведомостям», что CNPC «входит в проект по тем же параметрам, как Total». По его словам, по аналогичной схеме в проект будут входить и другие участники. Получается, что почти за 30% акций «Ямал СПГ» «Новатэк» может получить около $1,2 млрд, кроме того, новые партнеры могут инвестировать в проект около $750 млн. «Новатэк» заинтересован привлечь в проект компании, для которых важны не только добыча и сжижение газа, но и его покупка, считает старший аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Исходя из этого, он считает, что наилучшие шансы у японских компаний. Ведь сейчас эта страна — крупнейший в мире потребитель СПГ. В 2012 г. Япония, по данным BP, импортировала 87 млн т СПГ. «Недавно в Японии закрылся последний атомный реактор, и сейчас государство остро нуждается в замещающем топливе», — подчеркивает Вахрамеев. Второе и третье места занимают Южная Корея и Испания (импортировали 37 млн и 16 млн т соответственно). Индия и Китай занимают четвертую и пятую позиции, импортировав в 2012 г. около 15 млн т СПГ. Впрочем, в будущем Китай наверняка серьезно нарастит потребление СПГ и может даже выйти в лидеры по этому показателю, допускает Вахрамеев. И Япония, и Индия могут импортировать СПГ с ямальского проекта, но только по Северному морскому пути протяженностью 5770 морских миль, говорит директор по развитию ИА «Портньюс» Надежда Малышева. Альтернативный маршрут через Суэцкий канал вдвое длиннее — 12 840 морских миль, пользоваться им невыгодно, констатирует Малышева. Проблема в том, что сейчас транспортировка грузов по Северному морскому пути осуществляется в основном в летний период. Впрочем, Малышева уверена, что через 10-15 лет он станет судоходным круглый год. Ранее замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что в 2020-х гг. объем перевозок по Северному морскому пути достигнет 60-70 млн т в год. Причем основным грузом станут именно «углеводороды, добытые в Северном бассейне», отмечал Олерский (цитата по «Портньюс»). Представители «Новатэка», Минэнерго, СNPC, Total, IOC и Petronet LNG не стали комментировать ситуацию. Их коллеги из Mitsui и Mitsubishi Corporation были недоступны для журналистов.
|