О выходе на американский рынок со сжиженным газом (СПГ) концерн уже объявлял. Теперь речь идет о трубопроводном топливе. Пока его доля составит лишь около 0,5%, но планы на будущее самые серьезные.
В пятницу Gazprom Marketing & Trading (GMT) USA, входящая в группу «Газпром», объявила о начале продаж природного газа в США, пишет газета "Ведомости". GMT договорилась с «конкурентами» об обменных операциях, благодаря которым на 3-7 лет у нее будут ресурсы трубопроводного газа для продажи на американском рынке, говорится в сообщении. Чей это газ и по какой цене, представитель GMT не уточнил. Он лишь отметил, что поставщики топлива — американские компании с сильными позициями в США и «растущими» — в Европе. Эти компании получат газ от «Газпрома» на рынке ЕС в обмен на американские объемы. В 2010 г. продажи GMT USA составят 3,5 млрд куб. м (оптовым покупателям — электростанциям, трейдерам, трубопроводным компаниям и проч.), говорит представитель компании, а за пять лет обороты подрастут до 20-40 млрд куб. м в год. Это 10-25% европейского экспорта «Газпрома». США — крупнейший потребитель газа в мире: 668 млрд куб. м в 2008 г., по данным «Газпрома» (больше, чем во всей Европе, и почти вдвое выше потребления в России). Из них 583 млрд куб. м — собственная добыча Штатов, 75 млрд — чистый импорт по газопроводам из Канады, 10 млрд — чистый импорт в сжиженном виде (общие объемы торговли выше). Сколько будет зарабатывать GMT USA, не раскрывается. Но если взять пятничные котировки ноябрьских фьючерсов на газ в Нью-Йорке (около $168 за 1000 куб. м, по данным Reuters), то 3,5 млрд куб. м — это всего $588 млн выручки. А прибыль может составить $6 млн, если брать рентабельность материнской компании — британской GMT (около 1% в последние два года). Правда, спотовые цены на газ в США не всегда были такими низкими. В середине 2008 г. они поднимались до рекордных $500 за 1000 куб. м. Для сравнения: средняя цена «Газпрома» в Европе в 2008 г. — $407, прогноз на этот год — $285,5. Из крупных рынков сбыта только в Великобритании и США газ по-настоящему биржевой товар. В отличие от континентальной Европы там тысячи поставщиков и покупателей, цены которых в большинстве случаев отражают реальный спрос и предложение. Хотя 2008 год стал исключением и для нефти, и для газа. И все же средние цены конкурентов «Газпрома» в США почти всегда ниже, чем в Европе. Так, у BP в первом полугодии 2009 г. разница составила 44%: $103 за 1000 куб. м против $185 в ЕС. Однако у «Газпрома» серьезные виды на рынок США. Прежде всего — поставки СПГ со Штокмановского проекта с 2014 г. (общие объемы производства на первой фазе — 7,5 млн т, или 10,2 млрд куб. м в год), а также участие в добыче и транспорте газа на Аляске и торговле квотами на парниковые газы. А сначала нужна перепродажа трубопроводного газа — чтобы «подготовить операционную базу для значительных объемов» СПГ из России, сказано в материалах к недавнему совету «Газпрома».
|